КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС ЭТИКИ И КОМПЛАЕНС государственного коммунальногоказенного предприятия«Ясли-сад «Қарлығаш» города Атбасар при отделе образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области»
(№01-04/60 от 01.08.2024)
НашКодексявляетсяосновнымибазиснымсредикомпонентовдлясозданияирегулированиялучшегобудущего.
Все, что мы делаем сегодня, должно быть направлено на создание лучшего будущего,поэтомуКодекссоздавалсявцеляхоказаниясодействиянашимколлегамвпониманииценностейгосударственного коммунальногоказенного предприятия «Ясли-сад «Қарлығаш» города Атбасар при отделе образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области» (делее Компании)изначимостипринимаемыхмер,поставленныхзадачисвоихобязанностей приведениибизнеса.
КодексобязателендлявсехсотрудниковКомпании.Мыдолжныстремитьсяследоватьему.
ДвижущаясилаКомпании–этокорпоративныеценности,которыммыследуем.ОниявляютсяосновойкорпоративнойкультурыКомпании,формируютединствовзглядовидействийработников,способствуютэффективномудостижениюцелейКомпании.
Команда Компания-этослаженнаяработасплоченногоколлектива,основаннаянаединствевзглядов,принципов,настремленииразвитиясвоегочеловеческогопотенциала,командногодухаивзаимодействиядлядостиженияобщихцелейКомпании.
Безопасность Мыбережноотносимсякокружающейсреде,руководствуемсястандартамисоблюденияпринциповбезопасногобизнеса.
Мыподдерживаемкультурубезопасноститрудаинесёмответственностьзабезопасность.
ПрофессионализмОпытная команда сотрудников и высокие стандарты корпоративногоуправления-залогуспехаКомпании.
Ответственность БудучиКомпаниейсвысокойгражданскойответственностью,ГККП «Ясли-сад «Қарлығаш» города Атбасар при отделе образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области»стремитсясоблюдатьзаконностьвправоотношенияхссотрудниками,партнерамииобществом.Мынесемответственностьзасвоирешения.МыдорожимрепутациейКомпании.
Развитие ВусловияхстремительногоростаэкономическихпреобразованийКомпанияпостоянноработаетнадвнедрениемновшестввсвоейдеятельностивцеляхнадлежащегоудовлетворениятребованийнаселения.
Этоозначает,чтомы:
- экспериментируем,ищемновыеподходыкрешениюпоставленныхзадачивнедряемновыетехнологии;
- действуемсмелоинеупускаемновыхвозможностей,предвосхищаяпотребностинаселения;
- бросаемвызовустоявшимсяправиламинаходимновыеспособыирешенияпоставленныхзадач;
- сообщаемопроблемах,делимсяидеямиипризываемокружающихксоответствующемузадачамсотрудничеству.
ВВЕДЕНИЕ
Слаженнаяработанашей командыесть путь кдостижениюцелей и задач,поставленныхКомпанией. Рост нашего дела также зависит от качества работы, которую мы выполняем,соблюденияустановленных правил и непреклонной борьбы с нарушениями и недопущениюихвпредь.
Компанияверитвто,чтоеесотрудникивкладываютвсесвоисилы,знанияиопытвосуществляемуюимипрофессиональнуюдеятельность,беспристрастноиправдивовыполняютобязанности,возложенныенанихКомпанией.
ПретворяявжизньценностиКомпаниииследуяКодексу,каждыйизнасвноситсвойвкладповнедрениюинновацийввыстраиваниепартнерскихотношенийистимулированиерезультативности.ЦенностиКомпаниииданныйКодексслужатдляеесотрудниковориентиром при построении отношений с заказчиками, деловыми партнерами, коллегами иобществом,вкотороммыживемиработаем.
Руководство Компании понимает, что соблюдение Кодекса приносит больше долгосрочныхпреимуществ для Компании по сравнению с теми выгодами, которые могут быть получены врезультатенекорректныхотношенийвкраткосрочнойперспективе.
Соблюдение норм настоящего Кодекса является обязанностью всех работников Компании,независимоотзанимаемойимидолжности.
КодексиспользуетсявовсехсферахдеятельностиКомпанииивидахвзаимоотношенийработников как между собой, так и с партнерами Компании, органами власти, субъектамирынкаигражданскимобществом.
Настоящий Кодекс подготовлен в соответствии с миссией и целями стратегического развитияКомпании на основании законодательства Республики Казахстан, международных правовыхнорм,общепринятыхположенийделовойкультуры,атакжевнутреннихдокументовКомпании.ДанныйКодекснеотменяет действие другихвнутреннихактов идокументовКомпании,регулирующихдеятельностьКомпании.
Кодексявляетсяруководствомвработе,выделяющимключевыепроблемы,устанавливающимпринципыихразрешенияиопределяющимправилаиресурсы,необходимыедляпринятиянадлежащихрешений.
Компания приветствует взаимное понимание и поддержку среди коллег, которые позволяютимприниматьобоснованныерешения.Еслисотрудникунеобходимополучитьконсультацию, помощь, разъяснение относительно положений настоящего Кодекса, следуетобратитьсяк следующимлицам:
- непосредственномуруководителю;
- сотрудникуслужбыкомплаенс;Приналичииоснованийполагать,чтообращениекнепосредственномуруководителюявляется затруднительным или предполагаемое сообщение не будет рассмотрено должнымобразом,следуетсообщитьоподобномнарушенииоднимизследующихспособов:
- обратитьсякспециалистуслужбыкомплаенс,позвонивпономерам,указаннымвсправочнике,илипредложитьиндивидуальнуювстречу;
- прижеланииВы можетебесплатнопозвонитьнагорячую линиюКомпаниипоэтике икомплаенс(круглосуточно,7днейвнеделю,365днейвгоду):
- илипосетитьразделкорпоративногосайтапоэтикеикомплаенс ,где
сообщитьовозможномнарушенииКодекса.
Прижеланиисотрудникасохранитьконфиденциальностьпредпринимаютсявсенеобходимыедляэтогомеры.Компанияобязуетсяоградитьсотрудника,добросовестносообщившегоопотенциальномнарушении,отлюбыхрепрессивныхмер,такихкакпонижениевдолжности,преследованиеилилюбойдругойформыдискриминациивслучаеиспользованияпроцедурыправдивогосообщенияонарушенияхилидобросовестнойпередачиинформации.Добросовестнаяпередачаинформацииозначает,чтосотрудниксообщаетотом,чтоемуизвестно,вполномобъеме,привозможностисобоснованиемфактовнарушений.
Компаниякатегорическиисключаетпринятиерепрессивныхмервответнасообщениесотрудниковобимеющихсяилипланируемыхнарушениях.
Если сотрудник считает, что в отношении него или его коллеги были допущены ответныемерызасообщениеонарушенииэтическихнорм,емуследуетнемедленносвязатьсясоспециалистомкомплаенс,позвонитьповопросамэтикиикомплаенс либо оставить сообщение в разделе по этике и комплаенс на интернет-ресурсеКомпании.
СоблюдениенастоящегоКодекса–условиедляполучениябонусов
СоблюдениеКодексаявляется однимизусловийполучениягодовойпремии(бонуса),накоторыйсотрудникКомпании имеет право. В случаенарушенияположенийКодекса, этоможетстатьоснованиемдляуменьшенияпремии(бонуса)илипринятиярешенияоботказевначислениипремии(бонуса).ПосколькуКодексявляетсявнутреннимдокументом,нарушение сотрудником требований Кодекса может служить основанием применения к немумер дисциплинарного характера в соответствии с трудовым законодательством РеспубликиКазахстан,вплотьдоегоувольнения.
РольСоветадиректоровКомпании
Сотрудники и руководство компанииполностьюподдерживаютнастоящийКодексиследуютегоположениям.
СотрудникиКомпанииотчитываютсяпередКомитетомпоаудитуповопросамсоблюденияКодексаивыявленнымнарушениямвчастиэтикиикомплаенс.
Руководитель и комплаенс службапересматриваютположениянастоящегоКодексакаждыедвагодаиобновляютихпринеобходимости.
НастоящийКодексэтикии комплаенспредставленнаказахском и русском языках.Насайте Компании имеется отдельная страница поэтике и комплаенссуказаниемактуальногоперечняспециалистовпоэтикеикомплаенс.
Корпоративныедокументы,большинствокоторыхдополняетположениянастоящегоКодекса,приведенынапорталеКомпании.
Сайтвнутреннейсети также содержитинформацию по вопросам этикии комплаенс, какчасть общих учебных программ Компании. Материалы для тренингов по вопросам этики икомплаенснаходятсяпоссылке.
Цель Компании - установить и поддержать открытый диалог по проблемам этики, с которымисотрудникиКомпаниисталкиваютсявпроцессеповседневнойработыиобщениявколлективе,сзаказчиками,партнерамииинымилицами.
ЭтиресурсыбудутполезнысотрудникамКомпаниивличномипрофессиональномросте.
РАЗДЕЛI.ЭТИКА
Компаниясчитает,чтоработассоблюдениемэтическихпринциповявляетсянеотъемлемымэлементомеедолгосрочногоуспеха.Компанияподдерживаетвысочайшийстандартэтичногоповедениявповседневнойдеятельности,чтоявляетсяважнейшейчастьюееподходакведениюработы.
Всесотрудникиследуютвысокимстандартамперсональногоповедения,принятымвобществеисоответствующимответственностии традициям,сложившимсявКомпании.ВысокиестандартыперсональногоповеденияподразумеваютследованиеработникамиКомпаниипринципамчестности,добросовестности,беспристрастностииуважения в общении с коллегами по работе, партнерами и клиентами Компании, а также сдругимилицами,состоящимивправоотношенияхсКомпанией.
Соблюдениевысоких стандартов корпоративнойэтикии поддержаниеделовой репутацииКомпании — одна из основных задач ее работников. В процессе исполнения своих трудовых,должностных и служебных обязанностей работники Компании постоянно руководствуютсяположенияминастоящегоКодекса,следуяимвсвоейпрофессиональнойдеятельностиимежличностномвзаимодействиинарабочемместе.
1. Уважениеккаждомучеловеку
- Сотрудники Компании строят отношения на взаимном уважении друг к другу, ведутсебякорректноипрофессиональнопоотношениюкколлегам,населению другим лицамкаквофисеКомпании,такизаегопределами.
- Компания имеет многонациональный состав сотрудников, поэтомуколлегамнеобходимо учитыватьимеющиеся различияязыковых навыков инациональнойкультуры.Многообразиевзглядовведеткболееблагоприятномуобщению,чтоплодотворносказываетсянаработеспартнерами,акционерамиидругимизаинтересованнымилицами,какнатерриторииКазахстана,такизаегопределами.
- Компанияпринимаеткадровыерешениянаоснованииделовыхкачествизаслуг,основываясь на действующем трудовом законодательстве Республики Казахстан. Компанияпредоставляетравныевозможноститрудоустройстваиобеспечиваетнадлежащиеусловиядляквалифицированныхспециалистов.
- РуководствоКомпанииберетнасебяобязательствопредоставлятьравныевозможностисотрудникамповопросамнайма,вознаграждения,продвиженияпослужбе,классификации,подготовки,переподготовки,стажировкиипрочихусловийтруда.
2. Политиканедопущенияпритеснений
- ЗаконодательствоРеспубликиКазахстанзапрещаетдискриминациювсферетруда.Каждый имеет равные возможности в реализации своих трудовых прав. Никто не может бытьограниченв трудовыхправахилиполучатькакие-либопреимуществавихреализациивзависимостиот:
- половойилигендернойпринадлежности; •национальности;
- возраста; •гражданства;
- расы,цветакожиилиэтническойпринадлежности;
- религии; •имущественногоидолжностногоположения;
- местажительства;
- принадлежностикобщественнымобъединениям;
- беременности;
- атакжедругихобстоятельств,несвязанныхсделовымикачествамиработникаирезультатамиеготруда.
- Компаниясчитаеткатегорическинедопустимымнеудовлетворительноеобращение,притеснениялибооскорбительноеповедение,каквербальное,такифизическоеиливизуальное.
- Угрозы либо насилие, илифизическое унижение абсолютно недопустимы. Компаниянепотерпитнарабочемместеникакихпритеснений,втомчисле,сексуальныхдомогательствиагрессивногоповедения.
- Придаваяпервостепенноезначениесправедливости,равенству,уважениюидостоинству и не допуская дискриминации, притеснений и агрессии, Компания обеспечиваеткаждому, кто приходит на работу безопасность и уверенность в том, что он сможет в полноймерераскрыть свойпотенциал.
- Компаниявыступаетзауважениедостоинствасотрудниковнарабочемместе,внезависимостиоттого,кемявляетсянарушительилипострадавший:сотрудником,руководителем,деловымпартнером,заказчиком,консультантомилипосетителем.
- Компанияпризываетнеутаиватьфактынарушенийздоровогомикроклиматавколлективе,в том числе,когдаповедениеколлег причиняет неудобства, когда сотрудникстановитсясвидетелемнедостойногоповеденияколлегинарабочемместе,когдавадрессотрудникапоступаютугрозыи/или совершаютсяпритесненияи/или насилие.В случае,еслизаконодательствомнеурегулированыподобныезапреты,Компаниясамостоятельноустанавливаетболеевысокиестандартынадлежащегоповедениясотрудниковиихответственностьзадопущенныенарушения.
- Вслучаеотсутствиявозможностиурегулироватьсоздавшуюсяситуациюслицом,непосредственносовершившимтакойпроступокнепосредственно,тосотрудникуследуетобратитьсявкадровуюслужбуилислужбукомплаенс.
3. Охранатрудаитехникабезопасности
- Безопасная и здоровая рабочая обстановка не только защищает и укрепляет довериесотрудников Компании, предотвращает несчастные случаи, которые приводят к серьезнымубыткам,ноиспособствуетсозданиюуКомпаниирепутацииорганизациисвысокойгражданскойответственностью.
- Компания ведет политику охраны здоровья и безопасности, определяя то поведение,котороеонаожидаетотсвоихсотрудников.СотрудникиКомпаниинесутколлективнуюответственностьзаобеспечениебезопасностирабочегоместа,помогаятемсамымвпродвижении культурыздоровья и безопасности,а также принимаяна себяответственностьзасобственнуюбезопасность,безопасностьсвоихколлегиделовыхпартнеров.
- Сотрудники Компании оказывают помощь в создании комфортного рабочего места,соблюдаяправилаиполитикуздоровьяибезопасности,принимаявзвешенныерешенияи
руководствуясьздравымсмыслом,инемедленносообщаяонаступленииопасныхусловийработыивозникшихпроисшествиях.
- Компания выступает за защиту и безопасность сотрудников, не допуская на рабочемместе насилия в любой форме. Каждый сотрудник Компании, подавая пример обеспечениябезопасности,вноситвкладвработупосозданиюобщейбезопасности.
- ДляустраненияопасныхусловийработыидлязащитысотрудниковКомпании,деловыхпартнеровииныхлиц,необходимо:
- следоватьдействующемузаконодательствуРеспубликиКазахстанивнутреннимдокументамКомпании,регулирующимвопросыохранытруда,здоровьяиокружающейсреды;
- знатьисоблюдатьвсеправилаипроцедурыбезопасностиКомпании;
- проходитьвсеобязательныеподготовительныекурсыилиобучениебезотрываотпроизводства,которыеразвиваютспособностисотрудниковкбезопасномуисполнениюрабочихобязанностейиэксплуатациикорпоративногооборудования;
- знать,какбезопасноизаконнообращатьсясопаснымиматериаламиикакихутилизировать;
- требоватьотвсехподрядчиков,поставщиковиколлегсоблюдениябезопасности.
- СотрудникиКомпаниивносятсвойвкладвобеспечениебезопасностинарабочихместах:
- соблюдаявсеобязательныепроцедурыбезопасностиимерыограничениядоступа,действующиевзданиях;
- сообщаяобувиденныхподозрительныхилиугрожающихслучаях,подвергающихсомнениюбезопасноесостояниетруда;
- участвуявтренировочныхиучебныхмероприятияхпобезопасности.
Дополнительныересурсы
4. Конфиденциальностьизащитаперсональныхданных
- Компанияуважаетправосотрудниковнаконфиденциальностьистремитсяобеспечивать конфиденциальность и безопасность всех персональных данных, которыми онарасполагает.Сотрудникидолжнысоблюдатьпроцедуры,связанныесбезопасностьюобработкиизащитойперсональныхданныхдругихработников.
- Компания обязуется принимать соответствующие меры безопасности в целях защитыперсональныхданныхиследитьзатем,чтобыпредупреждатьлюбыеслучаипреднамеренного,случайногоилинесанкционированногодоступакним.ПриэтомдляосуществленияэффективногоуправленияКомпаниейнеобходимообрабатыватьипередавать информацию о сотрудниках как внутри Компании, так и за её пределами, в целяхсоблюдениядействующегозаконодательстваРеспубликиКазахстан,втомчислеидляоформления выплаты заработной платы и выполнения иных кадровых требований. Работая вКомпании, сотрудники соглашаются на использование своих данных для этих или другихподобныхцелей.
5. Средствасвязи
(втомчисле:телефоны,электроннаяпочта,интернет,мгновенныесообщения,SMSисоциальныесервисы)
- Компанияпредоставляетеесотрудникамсредствасвязитолькодляделовыхцелей,это:
- компьютеры,
- системыэлектроннойпочты,
- портативныеустройства,факсы,
- системы,обеспечивающиевзаимодействиечерезсоциальныесервисы,
- доступвинтернет,
- иныесредства.
- СотрудникиКомпаниинемогутиспользоватьсредствасвязидляпросмотра,полученияилиотправкиненадлежащихматериаловилиматериалов,которыемогутбытьоскорбительными для коллег. В том числе, не использовать коммуникационные системы дляпередачисообщенийненадлежащегоилинепристойногосодержаниятретьимлицам.
- ОбщаясьотлицаКомпании,сотрудникируководствуютсяздравымсмысломипрофессиональнымипринципами,недопускают,чтобыданнаяинформацияполучилапубличнуюогласкуилиинымобразомнанеславредрепутацииКомпании.
6. Конфликтинтересов
- Конфликтинтересоввозникаетвтомслучае,еслиличныеинтересысотрудниковвмешиваютсяилисоздаютвидимостьтакоговмешательствавинтересыКомпании.
- Конфликтыинтересовтакжемогутвозникнуть,еслисотрудникиосуществляютдействияили имеютинтересы,которыезатрудняютдлянихобъективноеиэффективноевыполнение своих обязанностей. В таких ситуациях под вопросом могут оказаться решения,продуктыиуслугиКомпании.
Умениераспознатьираскрытьпотенциальныеконфликты,атакжеустановитьспособы, как их избежать, помогают Компании защитить свою репутацию и способствуютведениюбизнесаэффективно.
- Вслучаевозникновенияконфликтаинтересовсотрудникобязансообщитьонемнепосредственному руководителю, разъяснить, в чем именно он состоит, и воздержаться отучастиявпринятиирешенийпотемвопросам,которыекасаютсяэтихинтересов.
- Конфликтможетвозникнуть,еслисотрудникуилилицу,скемунегоблизкиеотношения(родственныеи/илиличные), предоставляются необоснованныеличныевыгоды(в форме наличных денег, подарков, развлечений, услуг, скидок, займов или гарантий), либоблизкийемучеловеквыбираетсяпоставщиком,консультантомилиделовымпартнеромКомпании с учетом положения сотрудника Компании. Сотрудник Компании должен избегатьситуаций,вкоторыхинтересыблизкихемулюдеймогутоказатьвлияниенарешенияКомпании.РодственныеилиличныеотношенияработниковнедолжнысказыватьсянавыполнениислужебныхобязанностейиливлиятьнапринимаемыерешенияКомпании.
ВсвязисэтимсотрудникиКомпанииизбегают:
- прямыхиликосвенныхотношений«руководитель–подчиненный»слюдьми,скоторымиунихблизкиеотношения;
- участиявнайменаработулюдейилипродвижениипокарьернойлестницесотрудников,с которыми у них близкие отношения, или оказании влияния на размер предоставляемых имкомпенсаций,льготиливозможностей,еслиониработаютвКомпании;
- участия в сделках между Компанией и иными юридическими лицами, собственникамиилисотрудникамикоторыхявляютсялюди,скоторымиунихблизкиеотношения.
7. Служебнаяэтика
- Служебнаяэтикаработниковосновываетсяначувстведолгаиответственностизапорученноедело,соблюдениипринципазаконности.Основныминормами служебного поведения являются честность, порядочность, дисциплинированность,добросовестность,пунктуальность,скромность,вежливостьиаккуратность.
- Всвоейповседневнойдеятельностисотрудникисоблюдаютвысокиеэтическиестандарты,втомчисле:
- уважатьмнениесвоихколлегибытьтерпимыми,открытоидоброжелательнообсуждать проблемы, возникшие в ходе работы, на принципах равенства, солидарности ипартнерства;
- не допускать оскорбительного, притесняющего или непристойного поведения, в томчисле по признаку физических особенностей, этнической принадлежности, вероисповеданияиливозраста,полаилисексуальнойориентации;
- не допускать фамильярности в деловых отношениях, быть корректными и вежливымипрителефонномобщении;
- избегать обсуждения вопросов, связанных с заработной платой, карьерным ростом,своимиобязательствами,сколлегами;
- соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность,сдержанностьиаккуратность.
- При исполнении своих должностных обязанностей сотрудник принимаетрешения только впределах своейкомпетенциив соответствиис должностнойинструкцией.Вслучае,еслирешениевопросапревышаетегокомпетенцию,сотрудникобращаетсякнепосредственномуруководителю.
- Каждыйсотрудникнеукоснительнособлюдаетслужебнуюдисциплину,рациональноиэффективноиспользуетрабочеевремя,добросовестно,беспристрастноикачественноисполняет своислужебныеобязанности.
- Компанияпоощряетстремлениесотрудникаповышатьсвойпрофессиональныйуровеньиквалификациюдляэффективногоисполненияслужебныхобязанностей.
- Каждыйсотрудникбережноотноситсяксобственности,обеспечиваяеесохранность,рациональноеиэффективноеиспользованиевслужебныхцелях.
- Входеработысотрудникнезависимоотзанимаемойдолжностиобеспечиваетпрозрачность,законностьисправедливостьпринятиярешений,противостоитдействиям,наносящим ущерб интересам Компании, препятствующим или снижающим эффективностьфункционированияееподразделений.
- Сотрудники Компании прикладывают все силы, чтобы избежать недобросовестногоповедения,котороеможетнавредитьрепутацииКомпаниилибововлечьКомпаниювпротивозаконнуюлибосомнительную,сточкизренияделовойэтики,деятельность.
- Сотрудники не вправе использовать свое служебное положение для оказания влиянияна деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иныхлицприрешениивопросовличногохарактера.
- РаботаявКомпании,сотрудникидолжныбытьлояльныкней,недопускаянеобоснованные негативныевысказыванияо Компанииили каким-либо образом порочащиееерепутациюпередтретьимилицами.Сотрудникиневправепередаватьподобную информацию в СМИ или делать негативные замечания в социальных сетях, нафорумах,в электронных письмахили в другихсоциальных сервисах,носотрудникам незапрещаетсяконструктивнаякритикавслужебныхцеляхдляулучшениядеятельностиКомпаниивпределахсамойКомпании.
8. Обязанностируководителейименеджеров
- От руководителей Компании требуется соблюдение таких же высоких стандартов, которые они устанавливают для своихподчиненных.Руководители играют важнейшую роль в создании культуры прозрачности,открытого общения и доверия, которая распространяется от коллег на заказчиков и деловыхпартнеров.Вэтихцеляхруководителямследует:
- придерживатьсяценностейКомпаниивповседневныхделах;
- прислушиваться к высказываниям подчиненных об опасениях в работе и приниматьсоответствующиемеры;
- знать законы, правила, нормативные положения и политики, используемые в работе сподчиненными;
- лично устранять возникшие проблемы или, сообразно обстоятельствам, передавать нарассмотрениевышестоящимруководителяминформациюопроблемахнормативногоиправовогосоответствия;
- выделять и поощрять решения, которые отдают предпочтение соблюдению ценностейКомпанииидолгосрочномууспехупередсиюминутнойвыгодой;
- нестиответственностьиготовностьвыслушатьмнениеподчиненных,атакжепредоставитьобратнуюсвязьподчиненнымиколлегам;
- регулярнообсуждатьсподчиненнымиважностьсоблюденияэтикиисоответствиязаконодательству ивнутреннимдокументамКомпании;
- не препятствовать коллегам и другим сотрудникам обращаться к руководству или в службукомплаенсслужбу.
- Сотрудникам Компании в случае возникновения проблем или вопросов, касающихсяих, следует своевременно и правдиво сообщать о неэтичных или незаконных поступках, либонесоблюдениитребованийзаконодательстваи/иливнутреннихдокументовКомпании.
- РуководителидолжнысоблюдатьравноеотношениексотрудникамКомпании,недопускаяпристрастной,необъективнойоценкиработыкого-либоизних.
9. Клиентскаяинформация.Конфликтыинтересов
- Компаниязащищаетзакрытую,личнуюиликонфиденциальнуюинформациюпартнеров, с которыми сотрудничает также тщательно, как и собственную. Это включает всебяпониманиеиисполнениесоответствующихдоговоровспартнеров,атакжедействующихнормоконфиденциальности.
- Сотрудники Компании не обсуждают и/или не разглашают информацию о партнерахКомпании как внутри Компании, так и за ее пределами, за исключением тех случаев, когда унихимеютсянаэтосоответствующиеполномочия.Приполучениипросьбы/запроса
представителяинойкомпанииилисредствмассовойинформациидатькомментарииповопросу,касающемусяпартнера,следуетсначалаубедитьсявналичииразрешенияотпартнера,атакжеобсудитьпредполагаемыйответсподразделением,ответственнымзавопросыпосвязямсобщественностью.
10. Анонимностьиконфиденциальность
- При возникновении случаев, когда сотрудники Компании изъявили желание сообщитьопроблемах, связанныхсненадлежащим исполнениемКодекса, онимогут сделатьэто ванонимномпорядкеиликонфиденциально.ПовопросамделовогоповеденияикорпоративнойэтикисотрудникиКомпаниимогутванонимномпорядкесообщитьилиполучитьинформацию(совет,консультацию),связавшисьсослужбойгорячейлинииКомпании.
Однако, при анонимном сообщении затруднительно отреагировать должным образом,посколькуможетвозникнутьнеобходимостьполучениядополнительныхсведенийилираскрытияпредоставленнойзаявителеминформации.
Наличие данных заявителя и возможность общения с ним позволяют рассмотреть егообращениеболее тщательноиэффективно.
Однако,всевидыобращенийсотрудниковКомпаниирассматриваютсяпрофессиональноиуважительноковсемвовлеченнымлицам.
Обеспечивается максимально возможный уровень конфиденциальности, а доступ кинформациипредоставляетсяпопринципуслужебнойнеобходимости.
ГлаваII.Комплаенс
ОсновныеправилаКомпании
1. Соблюдениезаконодательства
- ВысокаярепутацияКомпанииосновананасоблюдениидействующегозаконодательства Республики Казахстан, международных норм, включая также нормативныеправовыеакты,которыерегулируютведениеделвтехстранах,сзаказчикамикоторыхсотрудничаетКомпания.Компанияпридерживаетсявсвоейдеятельностизаконов,регулирующих права человека, и стандартов по охране труда и техники безопасности, защитеокружающейсреды,предотвращениюкоррупции,обеспечениюдобросовестнойконкуренции,налогообложениюидостоверномупредставлениюфинансовойинформации.
- СотрудникиКомпанииобязанынеукоснительноивполномобъемевыполнятьтребования действующего законодательства Республики Казахстан, внутренних документовКомпании.Нарушение законодательства может послужить основанием для привлечения кответственности.
2. Предотвращениекоррупцииивзяточничества
- Компанияподдерживаетмеры казахстанскогоимировогосообществпоборьбесовзяточничествомикоррупцией.
Взяточничество,коррупцияинезаконныеплатежинаносятсущественныйвредэкономическойбезопасностигосударстваиобщества.Онивлекутразрушительныепоследствиядляэкономикистраны,дестабилизируютжизнь,работу,атакжеподрываютдовериенаселенияиобщественности.
- Компаниядействуетнавнутреннемимеждународномрынкахкакорганизациясвысокойгражданскойответственностьюидобиваетсярезультативностиблагодаряэффективностисвоихусилийиинновациям.
- Компаниякатегорическиисключаетлюбыеформывзяточничестваиликоррупции.Эта политика распространяется как на государственный, так и частный сектор деятельностиКомпании.
- Будучи многочисленной командой профессионалов, Компания несет обязательства поборьбесовзяточничествомикоррупциейнавсехстадияхеедеятельности.Строгоесоблюдениеэтогообязательствавповседневныхотношенияхсколлегамиибизнес-партнерамиявляетсягарантомукреплениярепутацииКомпании.
- Компания исключает осуществление либо обещание незаконных, ненадлежащих илисомнительныхвыплат,атакжедругоематериальноевознаграждениепартнерам,государственным служащим или другим лицам в любой стране мира с целью получения илисохранениякоммерческихзаказовилисохраненияненадлежащегопреимущества,какнапрямую,такикосвенно,втомчисленебольшие«стимулирующие»выплатыгосударственнымслужащим,несмотрянато,чтоонимогутсчитатьсянормойделовогооборотав другихстранах.
- Компанияпредпринимает надлежащие меры длязаверенияпартнеров о том,что еюне отстаиваются свои интересы с помощью незаконных или неэтичных/некорректных мер идействий.
- Компания устанавливает требования ко всем партнерам о необходимости соблюдениявышеуказанныхстандартов,добиваетсяпониманияовозможностинаступленияответственностизадействиясторон,которыемогутнегативноотразитьсянарепутацииКомпании.Этоозначает,чтосотрудники:
- непредлагаютинеберутвзяткиилиоткаты;
- не производят платежи за упрощение формальностей или за срочность, даже если онисчитаются законными в стране, где от Компании потребовали такой платеж в установленномимипорядке;
- сообщаютруководителюиликомплаенс службе,еслисотрудникампредложили взятку либо от них потребовали взятку, или платеж за упрощениеформальностей;
- доводят до сведенияпартнеров политикупротиводействиявзяточничеству и коррупциивначалесотрудничестваипомеренеобходимостивпоследствии;
- снижаютобъемсотрудничестваили,взависимостиотситуации,прекращаютсотрудничество в случае, если возникли сомнения в том, что партнер, возможно, не следуетстандартам.
- Компания не использует третьих лиц для косвенного предложения или осуществлениякоррупционныхвыплатгосударственнымслужащимилисотрудникамгосударственныхпредприятий.
- Компаниятщательноосуществляетнаемработниковсучетомтребованийзаконодательства РеспубликиКазахстан и внутреннихдокументов Компании.Этовключаетв себя проверку точности информации в заявлениях о приеме на работу, в том числе сведенийоналичии фактов (например,случаев мошенничества или насилия), которыене позволяютихработувКомпании.
2-1. Ограничениясовместнойработыблизкихродственников,супруговисвойственников
- Руководящиеработникинемогутзаниматьдолжности,находящиесявпрямомподчинениидолжностям,занимаемымихблизкимиродственникамии(или)супругом(супругой),атакжесвойственниками.
- Руководящиеработникиприосуществлениисвоихдолжностныхобязанностейобязаны не допускать как прямого, так и косвенного подчинения им близких родственников,супруга(супруги).
- Недопускаетсясовместнаяработаблизкихродственников,супруговисвойственниковвпределаходногоитогожеструктурногоподразделенияКомпании.
- При выявлении случаев, указанных в пунктах 1 – 3 настоящего разделаруководящийработник обязан добровольно в течение трех месяцев с момента обнаружения (выявления)указанногонарушенияустранитьтакоенарушение.Неустранениенарушениявустановленныйсрокявляетсяненадлежащимисполнениемдолжностныхобязанностейруководящих работников и влечет применение к ним мер в соответствии с законодательствомРеспубликиКазахстанивнутреннимидокументамиКомпании.
Примечание.Внастоящемразделе:
Руководящиеработники–первыйруководитель,работники,занимающиедолжности/позиции,находящиесявпрямомподчинениипервогоруководителя;
Прямоеподчинение–этонепосредственноеподчинениеодногосубъекта(работника)ближайшемудругомусубъекту(руководящемуработнику).Притакомподчинениируководящий работник имеет право отдавать распоряжения подчиненному ему субъекту итребоватьисполненияэтихраспоряжений;
Косвенное подчинение – подконтрольное подчинение одного субъекта (работника) другомусубъекту (руководящему работнику), независимо от непосредственной подчиненности.Притаком подчинении любой из руководящих работников имеет право отдавать распоряженияработникам Компании лично, так и через его непосредственного руководителя и требоватьисполнения этих распоряжений как лично от работника, так и через его непосредственногоруководителя;
Близкиеродственники–родители(родитель),дети,усыновители(удочерители),усыновленные(удочеренные),полнородныеинеполнородныебратьяисестры,дедушка,бабушка,внуки;
Свойственники-братья,сестры,родителиидетисупруга(супруги).
3. Активная,справедливаяиоткрытаяконкурентнаяборьба
- Законодательствомозащитеконкуренциииограничениимонополистическойдеятельностизапрещенылюбыесоглашениясконкурентами,поставщикамиилидругимитретьимилицами,еслитакиесоглашенияограничиваютконкуренцию.
- Компания ведет дела с заказчиками, поставщиками и конкурентами добросовестно, неиспользуетдлядостижениясвоихцелейманипуляции,сокрытиеинформации,распространениенегативнойинформации,злоупотреблениенеподлежащейразглашениюинформацией, некорректное представление фактов или другие недобросовестные действия вобластибизнеса.
- Антиконкурентныеметодыдеятельностипричиняютвредпартнерамизатрудняютработурынков,наносятсерьезныйущербпартнерскимотношениями,нарушаядоверие,лежащеевихоснове.
- Компанияотноситсякконкурентам,партнерамсправедливоисуважением,поскольку:
- соблюдаетзаконодательствоозащитеконкуренции;
- действует прозрачно и прямо при заключении контрактов, исходит из преимуществпоставщиковичеткообозначенныхсравнительныхпоказателей;
- предоставляетточнуюисвоевременнуюдокументацию;
- осуществляетправдивуюиточнуюмаркетинговуюирекламнуюдеятельность.Недопускается использование заведомо ложных сообщений, замалчивание важных фактов илипредставлениеложныхзаявленийоКомпаниилибообимеющихсяконкурентах;
- проявляетособуюосторожностьвсвоихсравнительныхзаявлениях,недопускаянесправедливойкритикивадреспродукцииилиуслугконкурентов;
- неприбегает кнезаконнымилинеэтичнымметодамсбораинформацииоконкурентах;
- необсуждает симеющимися конкурентами цены или любыевопросы, касающиесяцен,сцельюсговораотносительноцен,тарифовилиустановлениядругихусловийпредпринимательскойдеятельностинарынке,накоторомКомпанияконкурирует.
- Компанияневедетпереговорысконкурентамивцелях:
- фиксациицен;
- разделавозможностейсбытаилитерриторий;
- заключениясоглашенияоботказеотпереманиванияпартнеров;
- бойкотированияилиотказаотреализациипродуктаопределенномупартнеру;
- нечестнойпобедывтендере;
- обменаконфиденциальнойинформациейоценовойполитике,прибыли,затратах,условияхисрокахпродаж,условияхкредита,маркетинговыхистратегическихпланах,сделкахслиянияилипоглощения,атакжелюбойдругойважнойдлябизнесаинформации.
- ПосколькуКомпаниячастоведетпереговорыспартнерами,сотрудникамследуетобращаться за консультацией в юридическую службу Компании, прежде чем предприниматькакие-либодействия,которыемогутбытьвоспринятыокружающими,какущемляющиеконкуренцию.
4.Каждыйсотрудникиграетважнуюрольвосуществлениивнутреннегоконтроляираскрытияинформации.Точностьфинансовойдокументации
- Когдакаждыйизсотрудниковберетнасебяответственностьзаобеспечениеточности иполнотыфинансовых документов, с которыми работает Компания,онтемсамымобеспечиваетзащитуеерепутации,какдобросовестнойкомпании,иподтверждаетобязательствоКомпаниисоответствоватьоказываемомудоверию.Достовернаяотчетностьпозволяетакционерамсправедливооценитьрезультативность
деятельностиКомпании,котораяобеспечиваетруководствоинформацией,требуемойдлянаиболееэффективногораспределенияресурсов,ипредотвращаетнарушения.
- Компаниясоставляетточные,достоверныеисвоевременныедокументыдляруководителей,директоров,государственныхрегулирующихоргановидругихлиц.Этоозначает,чтосотрудникиКомпании:
- несутответственностьзаполноту,точностьиправильностьзаполненияилисоставления книг учета и документов по всем видам учета, включая табель учета рабочеговремени,документыопродажахиотчетыозатратах;
- неведутнезарегистрированный,скрытыйилитеневойучет;
- неподделываютинеискажаютдокументыисведенияокаких-либосделках;
- своевременно регистрируют сделки и раскрывают информацию о них, предоставляясопроводительнуюдокументацию;
- проводятнадлежащиепроверки,преждечемотражатьоперацииилирасходыилиподписыватьдокументы;
- осознаютважностьвнутреннихмерконтроляипоследовательнособлюдаютих;
- оплачиваютрасходы,связанныесдеятельностьюКомпании,изсредствКомпаниитолькосразрешениянепосредственногоруководителя;
- обеспечиваютполноту,точность,своевременностьипонятностьинформации,которую раскрывают в публичных заявлениях и отчетах или документах, направляемых ворганы,регулирующиеоперациисценнымибумагами,ифондовыебиржи;
- подготавливаютинформацию,предназначеннуюдляраскрытиясогласносоответствующимправилам,процедурамивнутреннимполитикамКомпании.
- Достоверность финансовой и деловой информации составляет основу длязаконногоиэффективногопроведенияоперацийвсоответствиисзаконодательствомРеспубликиКазахстан,применяемымимеждународнымистандартамифинансовойотчетности,общепринятымипринципамибухгалтерскогоиуправленческогоучета.
- Достоверностьотчетностиобеспечиваетсянесколькимимеханизмамиконтроля,включаяприменениепринциповбухгалтерскогоучета,политик,правилипроцедур, изложенных в инструкциях Компании, а также положений, руководств по учету иотчетности,повнутреннемуконтролю.
- Руководствомгарантируетсядостоверностьданных,отраженныхвсистемах учета и отчетности, полное соответствие информации, подлежащей публикации,итогамотчетногопериодаифинансовомусостояниюнаконецпериода.
- Сотрудникинавсех уровнях деятельности должны следитьзатем, чтобывсезаписи,отчетыилисведения,которыеонииспользуютилипередаютруководствусоответствующихподразделений,позволялиКомпанииосуществлятьполноценное,достоверное, точное и своевременное раскрытие информации в отчетах, документах и другихпубличныхсообщениях.Ктакимдокументам,выпущеннымвлюбойформе,относятсяфинансовые и управленческие отчеты и прогнозы, отчеты об исследованиях, маркетинговаяинформация,отчетыопродажах,налоговаяотчетность,социальнаяинформация,информацияобокружающейсредеидругиедокументы,включаяпредоставляемыевгосударственныеилинадзорныеорганы.
- Финансоваяилиделоваяинформациянедолжнаявлятьсяобъектоммошенническихдействий.Фальсификациялибонамерениеподделать,украсть,ввестивзаблуждениеилиобманутьявляютсявбольшинствеслучаевпреступными.
- Мошенничество также включает в себя: предоставление недостоверных документов иотчетов,ихподделкуилиизменение,незаконноеприсвоениеилиненадлежащееиспользование имущества Компании, несанкционированное проведение сделок или выплаткрупныхсумм,неправомерноеиспользованиемелкихсумм,внесениезаписивучетиливыпускфинансовойотчетности,несоответствующихнадлежащимстандартамбухгалтерскогоучетаиотчетности.
- КомпаниятребуетсоблюдениязаконодательстваРеспубликиКазахстан,общепринятых принципов всех видов учета, внутренних правил и политик, а также требуетсоблюдениямеждународныхстандартоваудита.Сотрудникиобязанывестиипредставлять первичную документацию Компании, а также отчетность, основанную на этойдокументации,всоответствиисдействующимзаконодательствомРеспубликиКазахстан.Этадокументацияиотчетностьдолжныдостоверноотображатьактивы,обязательства,доходы,расходыиусловныеобязательстваКомпании
Сообщениеопроблемах
Сотрудникиобязуютсядобросовестносообщатьопроблемах,касающихсясомнительныхметодовучета,аудита,раскрытияинформацииилимерконтроля.
Сотрудникамследуетнемедленносообщатьобимеющихсяжалобахисомнениях,связанныхс:
- мошенничеством или ошибками, умышленно допущенными при подготовке, ведении,оценкеилиизучениикаких-либоотчетов илидокументов;
- нарушениемилинесоблюдениемвнутреннихмерконтроляучета;
- искажениемфактовилиложнымизаявлениямиофинансовыхаудитахилидокументахв сведенияхсостороныруководителя высшегозвена илибухгалтералибо вдокументах,направляемыхруководителювысшегозвенаилибухгалтеру;
- отклонением от требования подавать полную и достоверную отчетность о финансовомположении;
- сомнительнымисделкисзаказчиками,агентами,поставщикамиипрочими;
- подделкойилиизменениемдокументовинымиспособами;
- выставлениемсчетовнасуммувышеилинижесогласованныхценнапродукцию;
- платежами,осуществляемымивцелях,которыенебылисогласованывконтрактах;
- платежамичерезпосредниковспособами,отличающимисяотобычныхкоммерческихопераций,осуществляемыхКомпанией;
- переводамиилидепозитаминабанковскиесчетафизическихлиц,аненасчетаорганизации,скоторойуКомпаниизаключеныдоговоры;
- хищением,кражейилинезаконнымприсвоениемактивовКомпанииилизаказчика;
- устнымидоговоренностямисзаказчикамиилинеутвержденнымиписьменнымисоглашениями,невключеннымивобъемофициальногодоговора;
- любыми действиями с целью оказать ненадлежащее влияние в отношении выплатыкомиссионноговознаграждения.
5.СозданиедоверительныхотношенийсделовымипартнерамиКомпании
- СотрудникиКомпаниинеразглашаютсекретную,конфиденциальнуюилислужебнуюинформациюозаказчике.Информацияопроектеиликонтрактесообщаетсятолько тем, кому эта информация необходима в служебных целях, либо тем, кто уже обладалданнойинформацией.
- Компаниейпринимаютсянадлежащиемерыдляисключениявозникновенияконфликтовинтересовилюбыхпроявленийзаинтересованности.СотрудникамКомпании
запрещенополучать“откаты”вденежнойилиинойформевкачествевознаграждениязапринятиерешения,выгодногодляопределенныхпоставщиковиподрядчиков.
- Компанияустанавливаетдлявсехпоставщиковиподрядчиковтребованиянеукоснительногособлюдения,применяемыхнормативныхправовыхдокументов,актов,имеющихотношениекихдеятельностииделовойсфере.
2.Консультанты,посредникиииныелица,представляющиеинтересыКомпании
- Компания запрещает любые виды подкупа государственных или частных лиц, а такжелюбую незаконную или недобросовестную деятельность в отношениях с ПредставителямиКомпании,скоторымиуКомпанииимеетсязаключенныйдоговор.
- Компания не нанимает сторонние организации для выполнения каких-либо действий,запрещенныхзаконодательствомРеспубликиКазахстанилинастоящимКодексом.
- Дляпредотвращениякоррупциивгосударственномиличастномсекторе,использованиеуслугПредставителейвозможнотолькопослеодобренияипроведениякомплекснойправовойоценкисоответствующимиподразделениямиКомпании,чторегулируетсястроговнутреннимипроцедурами,описаннымивинструкцииКомпанииповзаимоотношениямсторговымипартнерами.
- КомпаниянеиспользуетПредставителейииныхтретьихлицдлякосвенногопредложенияилиосуществлениякаких-либокоррупционныхвыплатгосударственнымслужащимилисотрудникамгосударственныхпредприятий.
- Сотрудник, нанимающий Представителя от имени Компании при работе с третьимилицами, должен убедиться в том, что данный Представитель обладает хорошей репутацией исоответствующейквалификацией.
- Компания настоятельно рекомендует получить письменное подтверждение от этогоПредставителя о том, что он будет соблюдать все требования законодательства по борьбе скоррупцией.
Дополнительныересурсы
6. Тщательныйвыборделовыхпартнеровиколлег.DueDiligence
- Компаниятщательновыбираетпоставщиков,субподрядчиков, совместные предприятия , с которыми сотрудничает
- Компания не осуществляет ведение дел с теми, кто может подорвать ее репутацию,поэтому исключаетсотрудничествоскомпаниямиилилицами,которыенамереннои/илипостояннонарушаютзаконодательство.
- Вслучае,еслисотрудничествоскакими-либофизическимиилиюридическимилицамизапрещенодействующимизаконодательныминормамииливнутреннимидокументамиКомпании,втомчисле,втехслучаях,еслиданныелицавходятвспискизапрещенныхфизическихилиюридическихлиц,опубликованныегосударственнымиорганамиразныхгосударств,такоесотрудничествонедопускаетсяКомпанией.
- Сотрудники несут ответственность за ознакомление с конфиденциальнойинформацией,основнымисведениями,репутациейистандартамиповедения(втоймере,котораятребуетсяобстоятельствами):
- клиентов,потенциальныхклиентов;
- поставщиков;
- тех компаний и лиц,привлекаемых отлица Компаниив качестве представителялибоскоторымиКомпанияработает напрямую.
- Сотрудникидоначалаработыобязуютсяубедитьсявтом,чтоорганизацииилица,которыепривлекаютсяКомпаниейдляпредставленияееинтересовилидляпредоставленияКомпаниитоваровилиуслуг,соблюдаютстандартыКодексаповеденияпоставщика.
- Сотрудники несут ответственность за ознакомление с правилами Компаниипопроверкеблагонадежностииутвержденияпартнеровпобизнесуипоставщиков,засоблюдение этих правил, а также за обеспечение понимания поставщиками и партнерамисвоихобязательствпередКомпаниейиеепартнерами.
8.Праваинтеллектуальнойсобственности
Компанияуважаетправаинтеллектуальнойсобственноститретьихлиц,темсамымнеиспользует:
- нелицензированныеилинеразрешенныетоварныезнакивсвоейдеятельности;
- незарегистрированныепатенты;
- неразрешенныематериалы,защищенныеавторскимправом;
- неавторизованноепрограммноеобеспечение,втомчисленеустанавливаетнакомпьютерыпрограммыдляличногопользования;
- служебнуюинформациюикоммерческуютайнутретьихлиц.
- В отношении членов Совета директоров и определенных руководителейвысшегозвенаиеесотрудников(которыеуведомляютсяобэтомвособомпорядке)действуютдополнительныеограничениякасательновозможноститорговлиценнымибумагамиКомпании.Этосвязаносихфактическимдоступомкинформациивсоответствиисзанимаемымположением,должностьювКомпании.Уопределенныхбизнес-
подразделениймогутбытьдополнительныеправилаотносительнообращениясценнымибумагами(например,перечнисвободнообращающихсяценныхбумаг,которыеихсотрудникиневправеприобретать).
- Сотрудник который использует существенную непубличную информациюдляличнойвыгодыилисообщаетеедругимлицамбезобоснованнойслужебнойнеобходимости,нарушаетинтересыКомпании.НарушениезаконодательстваРеспубликиКазахстанвэтойчастивлечетстрогиесанкции,которыемогутвключатьзначительныештрафы,атакжеуголовнуюответственность,вплотьдолишениясвободывотношениинеправомернодействовавшихсотрудников.
10. Внешниекоммуникации
- Публично выступать по важным корпоративным вопросам могут только члены Советадиректоров, и сотрудники, специально назначенные кем-либоизэтихруководителей.
- Вышеупомянутые лица имеют исключительное право отвечать на вопросы СМИ илистороннихлиц,касающихсяважныхкорпоративныхвопросов.Такиезапросыследуетпередаватьуполномоченномуподразделениюилиодномуизназначенныхсотруднику, который впоследствии принимает решение о предоставлении ответаотимениКомпании.
- ОднакоКодексомне запрещаетсяосвещатьвопросы,требуемыепозаконуилипосудебномурешению.
- Сообщениядляпрессыипрочиевидыпубличногораскрытияинформации,касающиесяразвитияКомпании,проходяттщательнуюпроверкусотрудникамиуполномоченногоКомпаниейструктурногоподразделения.Дляслучаевнаступлениякорпоративной кризисной ситуации Компанией установлены отдельные правила публикациисообщений.
Уполномоченноеподразделениеиназначенныеимсотрудникинесутперсональную ответственность за выпуск сообщений для печати по важным корпоративнымвопросам.
Дополнительныересурсы
11. Управлениедокументами
- Создание,хранениеиутилизациядокументовКомпаниидолжныпроизводитьсявстрогомсоответствиисзаконодательнымиивнутреннимитребованиямиКомпании.
Сотрудникидолжнывести,хранить,архивироватьиуничтожатьсоответствующую документацию, книги и записи любого рода в соответствии с внутреннимидокументамиКомпании,регулирующимихранениедокументации,иправиламиконфиденциальностиданных.
- Сотрудникиобслуживают,хранят,извлекаютпринеобходимостииуничтожают свои бизнес-документы в соответствии с применяемой политикой управлениядокументооборотом,темсамымсотрудникиКомпании:
- применяютединыйподходкорганизациисвоихфайловыхсистем,хранилищиспособовизвлеченияинформациинаэлектронныхиматериальныхносителях;
- применяют надлежащий метод хранения, установленный законодательными,налоговыми,нормативнымиилиэксплуатационнымитребованиями;
- защищаютдокументыотутери,поврежденийилиудаленияирегулярносоздаютрезервныекопии;
- хранятвседокументы,имеющиеотношениеккаким-либотекущимиливозможнымсудебнымразбирательствамлибогосударственнымрасследованиям;
- уничтожаютвседокументы(вэлектроннойформеинаматериальныхносителях)согласнографикухраненияиуничтожения.
- Уничтожениеилиподделкадокументовлибоэлектронныхписем,имеющихотношениеккаким-либопроцессуальнымдействиям,можетстатьоснованиемдляуголовногопреследования.
12.Кибербезопасность
СотрудникиКомпанииподдерживаютусилияКомпании,направленныенаобеспечениебезопасностисобственныхтехнологийиинформационныхсистем,атакжетехнологийисистемклиентовипродавцов,скоторымиКомпаниясотрудничаетврамкахсвоейдеятельности.Этоозначает–пониматьисоблюдатьполитикиипроцедурыКомпании,включаяправила сообщенияпаролей,работы сноутбуками,мобильными устройствами ихранилищами данных, ответственного использования электронной почты и защиты от утечекданных.
13.Предотвращениеконфликтаинтересов;политикапопредупреждениюкоррупции
- Конфликтинтересов-этоситуация,когдаприисполнениисвоихслужебныхобязанностейработникпринимаетрешение,участвуетвпринятиирешенияилиосуществляетдругие,связанныесегодолжностьюдействия,которыевлияютилимогутповлиятьналичныеилиматериальныеинтересысамогоработника,егородственникаизатрагиваютилимогутзатронутьинтересыКомпании
- Конфликт интересов возникает, когда личные интересы сотрудника пересекаются синтересамиКомпании вцелом. Конфликтная ситуацияможетвозникать,еслисотрудник,руководитель или директор предпринимают действия или имеют личные интересы, которыемогутзатруднитьобъективноеиэффективноевыполнениеимсвоихдолжностныхобязанностей. Конфликты интересов также возникают, когда сотрудник, руководитель илидиректорлибочленыихсемейполучаютнеправомернуюличнуювыгодублагодаряихположениювКомпании.
- СотрудникиКомпанииневправе конкурироватьс Компанией илидопускать,чтобыих действия от лица какого-либо из бизнес-подразделений Компании подвергались влияниюподвоздействиемличныхилисемейныхинтересов.
- недопускается:
- наличие личного интереса в осуществлении сделки с Компанией или сделки, в которойучаствуетКомпанияотлицапартнера;
- владение значительной долей участия или наличие других коммерческих интересов(включая работу или членство в Совете директоров) в компании, являющейся конкурентом,поставщиком или иным партнером Компании либо в организации, которая сотрудничает илистремитсяк сотрудничествусКомпанией;
- участиевпредприятиях,вкоторыхуКомпанииимеетсяилиможетиметьсяопределенноеучастие:владениеилиприобретениедоливимуществе(недвижимость,ценные
бумагиилипрочееимущество),вкоторомтакжеимеетилиможетиметьдолюучастияКомпания. Совместные инвестиции, осуществляемые в рамках организованных Компаниейпрограмм,которыемогутпериодическипроводитьсядляопределеннойкатегориисотрудниковилидиректороввцеляхсближенияихделовыхинтересовсинтересамиКомпании,согласноКодексунетребуютдополнительныхразрешений;
- предоставление подарка, выгоды, займа, особых услуг, выплаты или благосклонностьлюбогорода,предназначенныедлятого,чтобыповлиятьнасотрудника,компаниюилигосударственного служащего и добиться от них таких действий, которые бы способствовалиполучениюнеправомерногопреимуществадляКомпанииилидлясотрудникаКомпаниилично.
- Сотрудникам, руководству и директорам запрещается использовать в личных целяхвозможности,которыемогутоткрыватьсяприпользованиикорпоративнымимуществом,информацией, своей должностью в Компании или в рамках исполнения своих стандартныхобязанностей отимени Компании.
При появлении благоприятных возможностей сотрудники Компании, руководители идиректора действуют в законных интересах Компании, поэтому они не вправе использоватькорпоративноеимущество,информациюилисвоеположениедляизвлеченияличнойвыгоды.
- В случае наличия потенциального конфликта интересов, в целях его недопущения,сотрудникам Компании следует получить разрешение у непосредственного руководителя, атакжесообщитькомплаенс службе.
14. Запретнапринятиеподарков
- Получение, а равно и предоставление подарков, услуг, обедов, развлечений (далее -Подарки)сцельюоказаниявлияниянапринятиерешенийнедопустимовработеКомпании.
Этоозначает,чтоКомпания:
- следитзатем,чтобыполучаемыеилипредоставляемыеПодаркибылиумереннойстоимости,допустимойвсоответствииснастоящимКодексомидействующимзаконодательствомРеспубликиКазахстан(сучетомограничений,установленныхдляопределенныхлиц);
- исключаетдарениеиполучениеПодарковвформеналичныхденег;
- исключаетпредоставлениеиполучениечего-либоценного,еслиэтообязалобыполучателядействоватьопределеннымобразом(илисоздалобывидимостьтакогообязательства) или поставило бы получателя в неловкое положение, если бы о Подарке сталоизвестноокружающим;
- привзаимодействияхсгосударственнымдолжностнымлицомисключаетправапредлагатьилиприниматьПодарки;
- обеспечиваетсоблюдениесоответствующихвнутреннихправил,регулирующихдеятельность бизнес-подразделений Компании относительно предоставления или полученияПодарков.
- Сотрудникнеможеттребоватьилиприниматьподарки(вденежнойформе,ввидепредставительскогомероприятияилидругоговознаграждения,какнапример,бесплатныетовары,работыи услуги)иливзяткуотпоставщиковилисубподрядчиков,укоторыхсотрудникприобретаеттоварыиуслугиотлицаКомпанииилиееклиентов.Единственнымисключениемизэтогоправилаявляетсяприемсимволическихподарков,деловогоугощенияипредставительскихмероприятийнебольшойилиноминальнойстоимости, если подарок или представительское мероприятие не нацелено и не проводится вцеляхизменениярешенияозакупке.
15. Минимизациянегативноговоздействиянаокружающуюсреду
- Компаниястремитсяуменьшитьвоздействиеееработынаокружающуюсреду.Решения,разработанныеипринимаемыедляКомпанииипартнеров,основываютсянапринципе экологически безопасного развития на любом жизненном цикле работы Компании.Этоозначаетсокращениеотходовинаиболееэффективноеиспользованиересурсовприведениидеятельности.
- Компаниядобросовестнособлюдаетсоответствующиепроцедурывотношенииобращения и утилизации опасных и биологически опасных отходов, придерживается всехтребованийкнадлежащемуобращениюсопаснымиматериалами.Сотрудникинезамедлительнопредупреждаютвышестоящееруководствоолюбыхситуациях,касающихся выброса опасных веществ, ненадлежащей утилизации, а также обо всех другихситуациях,которыемогутнанестивредокружающейсреде.
- Врамкахзаконодательства,положенийиадминистративныхправилРеспубликиКазахстан уделяет надлежащее внимание необходимости охранять окружающуюсреду и избегать создания проблем со здоровьем людей по причине загрязнения окружающейсреды
16. Детскийтруд,принудительныйтруд
Компаниявыступаетпротивдетскогоипринудительноготрудаисоблюдаетследующиепринципы:
- соблюдаетдействующеезаконодательствоРеспубликиКазахстанитребования о минимальномтрудовом возрасте,и не использует детский труд.Лица младше16летнемогутбытьпринятыКомпаниейнаработу.
- не использует незаконный детский труд, не сотрудничает с поставщиками,подрядчиками, агентами, представителями, а также не вступает в совместные предприятия сорганизациями,которыеиспользуютнезаконныйдетскийтруд.
- не допускает принудительного труда, в том числе со стороны поставщиков,подрядчиковииныхлиц,которыхКомпанияпривлекаетдляоказанияуслуг.
17. ОсуществлениезакупокисключительновинтересахКомпании
- Без полного раскрытия информации внутри Компании и получения соответствующихразрешений сотрудники Компании не имеют права приобретать от имени Компании (илиспособствоватьтакомуприобретению)товары,работыиуслугиупоставщика,которыйимеетнепосредственноеотношениексотрудникусамой Компанииилиегородственникулибо каким-то образом контролируется им. Это относится к любым товарам, работам илиуслугам,приобретаемымдляКомпанииилиее партнерам.
- Компания приобретает товары, работы и услуги только на основании цены, качества,производительности и пригодности. Сотрудники Компании не вправе производить операции,которыеявляютсяиливыглядятсомнительнымиилинезаконными,либонацеленынаискажениеотчетностиилирезультатовработылюбойучаствующейвтакойоперациистороны.
18.Информационнаяоткрытость
КомпанияпридерживаетсяполитикиинформационнойоткрытостиипрозрачностидеятельностидлясотрудниковКомпанииииныхтретьихлиц.Используетвседоступныеисточникиинформации(интернет,печатныеиздания,пресс-конференции,телерадиовещание)длясвободногодоступавсехзаинтересованныхлицкраскрываемойинформацииоКомпании.
19.Защитаинформации,идейиинтеллектуальнойсобственностиКомпании
- Информация,интеллектуальнаясобственностьиинновационныеидеиКомпанииявляютсяееценнымиресурсами.СотрудникиКомпаниидолжнывыявлять,управлятьизащищатьэтинематериальныересурсы,посколькуихразглашениеконкурентамможетнанестиущербконкурентнымпреимуществамКомпаниииповредитьбизнесу.
- ИнформацияКомпании,являющаясяконфиденциальнойиограниченногораспространения,котораяподлежитзащитеотнесанкционированногоиспользования,определяетсявнутреннимидокументамиКомпании.
- РазглашениеконфиденциальнойинформацииКомпаниидопустимотольковтехслучаях, когда это необходимо в обоснованных деловых целях или требуется по закону врамкахсудебногопроцессаилигосударственногорасследования.ВслучаяхраскрытияконфиденциальнойинформацииКомпаниивобоснованныхделовыхцелях,такженеобходимоубедитьсявтом,чтоэтидействияненарушаютдействующиенормыоконфиденциальности.Вбольшинствеслучаевнеобходимозащититьинформациюспомощью соглашения о конфиденциальности, шифрования данных или принятия других мербезопасности,атакжемаксимальноограничитьраскрытиеинформацииинымобразом.
- ПриувольнениисотрудникаизКомпаниизанимсохраняетсяпостоянноеобязательство не использовать конфиденциальную информацию, полученную в период егоработыв Компании.
- СотрудникКомпаниинесетответственностьпередКомпаниейзаущерб,причиненныйврезультатенеправомерногораскрытияконфиденциальнойинформации,включаяиответственностьзахищениеинтеллектуальнойсобственности,чтовлекутзначительныештрафыипривлечениекуголовнойответственностиответственныхсотрудников.
20. Благотворительныепожертвования
- БлаготворительныепожертвованияотимениКомпанииилисиспользованиемеефинансовыхресурсовразрешенытольковпорядке,установленномКомпаниейдляосуществленияблаготворительности,приусловии,чтоонисоответствуютвсемприменяемымнормативнымправовымактам.
- нефинансируетблаготворительныепроектывцеляхполучениякоммерческих преимуществ. Осуществляет благотворительность, которая являетсязаконнойвсоответствиисзаконодательствомРеспубликиКазахстан.
- Осуществляетблаготворительностьврамкахсвоейкорпоративнойсоциальнойответственности.ПоложениянастоящегоКодексанеприменяютсякслучаямблаготворительных взносов и спонсорства, осуществляемых сотрудниками от своего личногоимени.
- Благотворительностьнедолжнаприводитькпотенциальномуилифактическомуконфликтуинтересов.
21. Спонсорство
- Спонсорствоявляетсячастьюмаркетинговойстратегиииподдержаниясвязейсобщественностью.ОноразрешаетсяприсоблюдениизаконодательстваиврамкахвнутреннихпроцессовКомпании.
- Решения о вовлечении в любую программу спонсорства должны получитьодобрениеуполномоченногооргана.ПринеобходимостиможнообратитьсязаконсультациейвСлужбукомплаенс.
22. Профессиональные стандарты и профессиональное поведение;обеспечение качества
- Сотрудникиобязанысоблюдатьпрофессиональныестандарты,регулирующиедеятельностьКомпании.Работаяспартнерами,представителями,поставщиками,подрядчикамиилиинымилицами,сотрудникиКомпанииведутсебяправильноипрофессионально,оставлятьположительноевпечатлениеоКомпанииисоблюдатьвнутренниеправилаклиента.
- Качество работы с населением является ключевым элементом постоянства успеха. Проверка на наличие ошибок, использование актуальных шаблонов, получениеотзывов коллег и подтверждение масштаба ожиданий населения и договорных обязательств,могутсущественноулучшитькачествообслуживания,атакжепомочьизбежатьдорогостоящих ошибок или ущерба репутации. Каждый из сотрудников несетответственностьзаанализсвоейсферыдеятельностииобеспечениекачестваобслуживания,которыепозволятКомпанииработатьдобросовестноивысокорезультативно.
23. ПорядокознакомленияснастоящимКодексом
- СлужбойкомплаенснарегулярнойосновеосуществляетсякорпоративноеобучениесотрудниковврамкахнастоящегоКодекса.
- Сотрудниквтрехдневныйсрокпослепоступлениянаслужбудолженбытьвписьменнойформеознакомленстекстомнастоящего Кодекса.Службойкомплаенсосуществляется надлежащий инструктаж поправилам Кодекса и их надлежащего соблюдения