https://www.facebook.com/ГККП-Ясли-сад-1-Қарлығаш-536016223542833/?ref=settings
«Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактическую игру».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество интеллектуальных
игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры
как «ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?», « ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА», « ТАНГРАМ» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения рядов фигур, знаков,на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями я начала с элементарных заданий на
логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того дают задания такого характера:продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся
выполнять такие упражнения, задания для них усложняют. Предлагаю выполнить задания, в которых необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. В дальнейшем переходят на отвлеченные предметы. Детей очень увлекают игры типа: «КОГО НЕ ХВАТАЕТ?». Особое место среди
математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.Играя в такие дидактические игры как «КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?», « СКОЛЬКО?», «ПУТАНИЦА?», «ИСПРАВЬ ОШИБКУ», «УБИРАЕМ ЦИФРЫ», «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Игра «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда,упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорят, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч,продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие интеллектуальных игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. С целью развития у детей внимания, памяти, мышления использую такие дидактические игры как «ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?», « КТОПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?». Знакомя детей с днями недели, объясняю, что каждый день недели имеет свое название.Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, можно их обозначить кружочком разного цвета. Наблюдение нужно проводить несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод,что последовательность дней недели неизменна. После такой беседы можно предложить игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ», «НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ», которые помогают детям быстро запомнитьназвание дней недели и название месяцев, их последовательность. Чтобы научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию использую задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Маша, а сзади - Витя. При помощи интеллектуальных игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. В начале каждого занятия желательно проводить игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находят, или выбираю ребенка и прячу игрушку по отношению к нему ( за спину, справа, слева и т.д.).Это вызывает интерес у детей и организует их на занятие. Если при выполнении
задания по ориентировке на листе бумаги дети допускают ошибки, нужно давать этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше,можно использовать предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.
Например, игра НАЙДИ ИГРУШКУ, - “Ночью, когда в доме никого не было, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти.” Распечатывают конверт, читают: “Надо встать перед столом и пройти 2 или 3 шага и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем,когда дети хорошо начнут ориентироваться, задания для них усложнить. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур предлагаю детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: - Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.) С целью закрепления знаний о геометрических фигурах,провожу игру типа «ЛОТО». Детям предлагаю картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли. В зависимости от индивидуальных способностей детей, использую такие игры как « «СЛОЖИ КВАДРАТ», «КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО», «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ», «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», « КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ». Использование интеллектуальных игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Применение данных дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию мелкой моторики, памяти, речи, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремитесь тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения!